страна.ru
27.03.2007
Мария Свешникова
«Сейчас особенно трудно удержать уровень. Нет никакого отпора всякой макулатуре. Все меньше становится безупречных ориентиров в искусстве». Эти слова Михаил Ульянов произнес, кажется еще совсем недавно, будучи художественным руководителем театра им. Вахтангова. В минувшую пятницу он попал в реанимацию. Пять дней врачи боролись за жизнь артиста, однако болезнь, мучившая Ульянова взяла верх.
Михаил Александрович Ульянов родился 20 ноября 1927 в сибирском городке Тара на Иртыше, в четырехстах километрах от Омска. Отец, председатель колхоза, в 1941 ушел на фронт. В 1942 году в городе появилась труппа украинских артистов из Театра им. Зеньковецкой, режиссер которой Е.П. Просветов организовал театральную студию. Так Ульянов стал студийцем. В 1944 уехал в Омск продолжить актерскую учебу в студии при Омском драматическом театре. Окончив два курса Омской студии, отправился в Москву и в 1946 году поступил в Театральное училище им. Б.В. Щукина.
С 1950 года Ульянов — преданный актер Театра им. Евг. Вахтангова. «Невозможно просто откреститься от религии, именуемой «вахтанговское». Оно живет в наших душах. Вахтангов — наш спасательный круг. «Вахтанговское» пощупать нельзя. Это, как запах духов» — признавался в любви к театру и труппе Михаил Ульянов.
Однако «звездой», «кумиром миллионов» актер стал отнюдь не в одночасье. Первый сезон для Ульянова начался с вводов в массовые сцены и эпизоды. Первая роль — Кирова («Крепость на Волге») — сыграна им в 1951 году. Опыт и мастерство приходили с такими работами, как бригадир Баркан («Государственный советник»), Яков (Егор Булычев и другие) и другие. Ульянов учился, играя рядом с Михаилом Астанговым, Николаем Гриценко и другими прославленными артистами Вахтанговского театра. В 1952 году ему доверена роль моряка Кости Белоуса («Город на заре» Арбузова), в которой наконец открылся особый, ульяновский дар искренне и страстно выражать все чувства и переживания собственных героев. И уже всенародная слава и успех пришли к его Сергею Серегину в 1959 году («Иркутская история» Арбузова). Ульяновский герой вызывал симпатии тем неповторимым характером, за внешней простотой которого угадывалась душевность и дар обостренного чувства чужой боли.
В 70-е годы Ульянов создал сценическую галерею исторических личностей — Антоний («Антоний и Клеопатра»), Ричард III («Ричард III»), Степан Разин «(Я пришел дать вам волю») и, конечно, Ленин в пьесе Погодин в «Человек с ружьем». Зрители той эпохи в один голос признавались в любви Ульянову, а критики писали, что ему «доступны сдержанный, страстный лиризм и трагическая напряженность, сочный народный юмор и глубокий, скрытый драматизм». Апофеозом творчества в 80-е становится самая близкая ему по духу роль Едигея («И дольше века длится день» Ченгиз Айтматова).
В кино Ульянов снимался с 1953 года. Фильмы с его невозможно перечесть. Это «Добровольцы», «Простая история», «Битва в пути», «Братья Карамазовы», «Освобождение», «Частная жизнь», «Без свидетелей», «Ворошиловский стрелок» и многие другие. Помимо «Освобождения» роль маршала Жукова Михаил Ульянов сыграл еще в одиннадцати фильмах, Ленина — в шести. Но не вожди мирового пролетариата, безукоризненно выполненные мастером сцены снискали любовь зрителя, а простой советский парень Егор Трубников («Председатель»), вернувшийся после войны поднимать родное село. Именно за исполнение этой роли в 1966 году Ульянову была присуждена Ленинская премия.
Надо сказать, что его творчество было неоднократно отмечено различными призами и наградами. С 1969 года Ульянов становится Народным артистом СССР, в 1974 — он Заслуженный деятель культуры Польской Народной республики. За театральную работу в 1975 году Михаила Александровича награждают званием Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского, а в 1983 году Ульянов становится лауреатом Государственной премии СССР с формулировкой «за участие в фильме «Частная жизнь». В его есть копилке приз «За художественный и личный вклад» Венецианского кинофестиваля за 1982 год, премия «Кинотавр» в номинации «Премии за творческую карьеру» за 1997 год, премия «Золотой овен» за 1999 год в номинации «Лучшая мужская роль». Конечно, за «Ворошиловского стрелка».
Мало кому известно, что Михаил Ульянов был не только одним из самых любимых и известных актеров театра и кино, он сам ставил фильмы: совместно с Кириллом Лавровым «Братьев Карамазовых» (1968) и отдельно «Самый последний день» (1972), и даже писал сценарии («Самый последний день» 1972).
Ульянов говорил, что хотел бы сыграть Михаила Сергеевича Горбачева, поскольку эта фигура трагикомическая. Не пришлось. Зато на заре перестройки Ульянов сыграет Цезаря в «Мартовских идах» и так расскажет о тяжком кресте власти, что Михаил Сергеевич Горбачев после представления тихо спросит у него: «Это про меня?». В последние годы эта постановка уже не шла в театре, а в репертуаре сохранился всего лишь один спектакль — «Без вины виноватые», в котором все старые вахтанговцы играют вместе, а роль незадачливого провинциального артиста Шмаги исполняет Михаил Ульянов. Это его персонажу принадлежит крылатая фраза: «Мы артисты, наше место в буфете».
Есть такие личности, к которым по непонятным причинам относишься как к близким друзьям или к родственникам. Радуешься, когда у них все складывается удачно, когда у них что-то получается, грустишь вместе с ними. И переживаешь как собственную трагедию их уход из жизни. Таким в сознании многих тысяч россиян был Михаил Ульянов. Таким он и останется. Неслучайно о своем творчестве он говорил весьма неохотно и мало, давая ему лишь скупые определения. Одно из них: «Я живу настоящим с точки зрения прошлого».