Михаил Ульянов

«Я о себе говорить не хочу. – О чем говорить? Частная моя жизнь интересна только мне и моим самым близким. Что бы ни сказал о них – все равно это будет и обо мне. А я ничего сверх положенного здесь не сотворил. Только то, что написано на роду. Если же говорить про театр – про Театр ли Вахтангова, или про Театр как явление в нашей жизни, – это опять же будет о себе, поскольку театр – моя жизнь, для меня он никогда не существовал без меня самого. И я не хочу, чтобы меня отделяли от прожитой жизни или, наоборот, слишком привязывали к профессии. За долгий путь в театре и кино я, пожалуй, все сказал. Взгляды мои известны. Тем более, что впереди еще столько всякого…»

«Самый народный артист»

страна.ru
27.03.2007
Мария Свешникова

«Сейчас особенно трудно удержать уровень. Нет никакого отпора всякой макулатуре. Все меньше становится безупречных ориентиров в искусстве». Эти слова Михаил Ульянов произнес, кажется еще совсем недавно, будучи художественным руководителем театра им. Вахтангова. В минувшую пятницу он попал в реанимацию. Пять дней врачи боролись за жизнь артиста, однако болезнь, мучившая Ульянова взяла верх.

Михаил Александрович Ульянов родился 20 ноября 1927 в сибирском городке Тара на Иртыше, в четырехстах километрах от Омска. Отец, председатель колхоза, в 1941 ушел на фронт. В 1942 году в городе появилась труппа украинских артистов из Театра им. Зеньковецкой, режиссер которой Е.П. Просветов организовал театральную студию. Так Ульянов стал студийцем. В 1944 уехал в Омск продолжить актерскую учебу в студии при Омском драматическом театре. Окончив два курса Омской студии, отправился в Москву и в 1946 году поступил в Театральное училище им. Б.В. Щукина.

С 1950 года Ульянов — преданный актер Театра им. Евг. Вахтангова. «Невозможно просто откреститься от религии, именуемой «вахтанговское». Оно живет в наших душах. Вахтангов — наш спасательный круг. «Вахтанговское» пощупать нельзя. Это, как запах духов» — признавался в любви к театру и труппе Михаил Ульянов.

Однако «звездой», «кумиром миллионов» актер стал отнюдь не в одночасье. Первый сезон для Ульянова начался с вводов в массовые сцены и эпизоды. Первая роль — Кирова («Крепость на Волге») — сыграна им в 1951 году. Опыт и мастерство приходили с такими работами, как бригадир Баркан («Государственный советник»), Яков (Егор Булычев и другие) и другие. Ульянов учился, играя рядом с Михаилом Астанговым, Николаем Гриценко и другими прославленными артистами Вахтанговского театра. В 1952 году ему доверена роль моряка Кости Белоуса («Город на заре» Арбузова), в которой наконец открылся особый, ульяновский дар искренне и страстно выражать все чувства и переживания собственных героев. И уже всенародная слава и успех пришли к его Сергею Серегину в 1959 году («Иркутская история» Арбузова). Ульяновский герой вызывал симпатии тем неповторимым характером, за внешней простотой которого угадывалась душевность и дар обостренного чувства чужой боли.

В 70-е годы Ульянов создал сценическую галерею исторических личностей — Антоний («Антоний и Клеопатра»), Ричард III («Ричард III»), Степан Разин «(Я пришел дать вам волю») и, конечно, Ленин в пьесе Погодин в «Человек с ружьем». Зрители той эпохи в один голос признавались в любви Ульянову, а критики писали, что ему «доступны сдержанный, страстный лиризм и трагическая напряженность, сочный народный юмор и глубокий, скрытый драматизм». Апофеозом творчества в 80-е становится самая близкая ему по духу роль Едигея («И дольше века длится день» Ченгиз Айтматова).

В кино Ульянов снимался с 1953 года. Фильмы с его невозможно перечесть. Это «Добровольцы», «Простая история», «Битва в пути», «Братья Карамазовы», «Освобождение», «Частная жизнь», «Без свидетелей», «Ворошиловский стрелок» и многие другие. Помимо «Освобождения» роль маршала Жукова Михаил Ульянов сыграл еще в одиннадцати фильмах, Ленина — в шести. Но не вожди мирового пролетариата, безукоризненно выполненные мастером сцены снискали любовь зрителя, а простой советский парень Егор Трубников («Председатель»), вернувшийся после войны поднимать родное село. Именно за исполнение этой роли в 1966 году Ульянову была присуждена Ленинская премия.

Надо сказать, что его творчество было неоднократно отмечено различными призами и наградами. С 1969 года Ульянов становится Народным артистом СССР, в 1974 — он Заслуженный деятель культуры Польской Народной республики. За театральную работу в 1975 году Михаила Александровича награждают званием Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского, а в 1983 году Ульянов становится лауреатом Государственной премии СССР с формулировкой «за участие в фильме «Частная жизнь». В его есть копилке приз «За художественный и личный вклад» Венецианского кинофестиваля за 1982 год, премия «Кинотавр» в номинации «Премии за творческую карьеру» за 1997 год, премия «Золотой овен» за 1999 год в номинации «Лучшая мужская роль». Конечно, за «Ворошиловского стрелка».

Мало кому известно, что Михаил Ульянов был не только одним из самых любимых и известных актеров театра и кино, он сам ставил фильмы: совместно с Кириллом Лавровым «Братьев Карамазовых» (1968) и отдельно «Самый последний день» (1972), и даже писал сценарии («Самый последний день» 1972).

Ульянов говорил, что хотел бы сыграть Михаила Сергеевича Горбачева, поскольку эта фигура трагикомическая. Не пришлось. Зато на заре перестройки Ульянов сыграет Цезаря в «Мартовских идах» и так расскажет о тяжком кресте власти, что Михаил Сергеевич Горбачев после представления тихо спросит у него: «Это про меня?». В последние годы эта постановка уже не шла в театре, а в репертуаре сохранился всего лишь один спектакль — «Без вины виноватые», в котором все старые вахтанговцы играют вместе, а роль незадачливого провинциального артиста Шмаги исполняет Михаил Ульянов. Это его персонажу принадлежит крылатая фраза: «Мы артисты, наше место в буфете».

Есть такие личности, к которым по непонятным причинам относишься как к близким друзьям или к родственникам. Радуешься, когда у них все складывается удачно, когда у них что-то получается, грустишь вместе с ними. И переживаешь как собственную трагедию их уход из жизни. Таким в сознании многих тысяч россиян был Михаил Ульянов. Таким он и останется. Неслучайно о своем творчестве он говорил весьма неохотно и мало, давая ему лишь скупые определения. Одно из них: «Я живу настоящим с точки зрения прошлого».

Страна.ru

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *