Михаил Ульянов

«Я о себе говорить не хочу. – О чем говорить? Частная моя жизнь интересна только мне и моим самым близким. Что бы ни сказал о них – все равно это будет и обо мне. А я ничего сверх положенного здесь не сотворил. Только то, что написано на роду. Если же говорить про театр – про Театр ли Вахтангова, или про Театр как явление в нашей жизни, – это опять же будет о себе, поскольку театр – моя жизнь, для меня он никогда не существовал без меня самого. И я не хочу, чтобы меня отделяли от прожитой жизни или, наоборот, слишком привязывали к профессии. За долгий путь в театре и кино я, пожалуй, все сказал. Взгляды мои известны. Тем более, что впереди еще столько всякого…»

«Солдат ушедшей империи»

«Труд»
20.11.2012
Любовь Лебедина

Так теперь часто называют народного артиста СССР Михаила Ульянова. Актеру, чьи маршал Жуков, генерал Чарнота и «ворошиловский стрелок» Афонин прочно превратились в культовых героев, 20 ноября исполнилось бы 85 лет.

Только после ухода Ульянова из жизни пять лет назад стало в полной мере понятно: по масштабу личности этому человеку, все боли и беды своего народа пропускавшему через себя, трудно найти равного.

Он никогда никого громко не разоблачал, не выступал на телевидении с гневными речами в адрес коммунистической партии. Кто-то скажет: ну конечно, играл Ленина и 25 лет на экране прожил с образом маршала Жукова… Но дело вовсе не в мнимой консервативности Ульянова: просто он был цельным человеком, не умевшим и не желавшим метаться, отказываться от истории своей страны.

В одной из наших последних бесед в начале нулевых, когда «демократия» победным маршем шагала по разоренным промышленным центрам и селам (а сам Ульянов был из сельских, его отец председательствовал в колхозе в селе Бергамак Омской области), Михаил Александрович сказал: «Сегодня, когда невозможно ни до кого достучаться — ни до власти, ни, кажется, до самого Господа Бога, — люди находят ответы на вопросы, которые ставит жизнь, в старых фильмах: не предавать Родину, свое дело, как бы ни было трудно».

За этими словами — мужественный, прямой сибирский характер. В самые лихие перестроечные времена Ульянов — худрук Вахтанговского театра на протяжении 20 лет — не уволил ни одного пенсионера: не мог обрекать людей на нищету. В подтверждение своей позиции говорил: «Вот я получаю довольно прилично, но мы все проедаем. Кошмар какой-то. Мы не живем, мы боремся за жизнь. Наша жизнь сегодня — это театр абсурда».

Лишь немногие знали, что этот нерушимо справедливый человек в жизни незлобив и неконфликтен. Как же он мог играть вожаков с железной волей? Вот что он мне однажды ответил на этот вопрос: «Многие меня ассоциируют с маршалом Жуковым, считая, что у меня такой же железный характер. А те, кто знают хорошо, говорят — я излишне мягкий человек. На самом деле моя внутренняя сущность не имеет ничего общего с моими героями». Так где же истина? Разгадка — в многогранности таланта и умении переплавлять жизненные наблюдения. А таковых у Ульянова было предостаточно начиная с военного отрочества. Вот откуда плотно сжатые губы и колючие глаза его маршала Жукова (которого он гениально сыграл, не будучи лично знакомым с прототипом). Вот откуда играющие желваки на измученном лице Трубникова в фильме «Председатель». Или усталая походка обходчика Едигея в спектакле «И дольше века длится день»: точно в таких, как у того, кирзовых сапогах Ульянов приехал в Москву в 1946 году поступать в театральный институт.

Но Ульянов показывал не только социального героя, абсолютно исчезнувшего сейчас и лишь на краткий миг воскресшего в «Ворошиловском стрелке», с его магическим словом «надо». Он был и отважным лицедеем, умеющим существовать в гротесковом рисунке, доводя зрителей до смехового обморока.

А еще был Митя Карамазов в фильме Ивана Пырьева, который он вместе с Кириллом Лавровым доделывал после скоропостижной кончины режиссера. Были и злодей Ричард III, и Наполеон, и Цезарь в «Мартовских идах», увидев которого Михаил Горбачев спросил: «Это про меня?»

Сегодня в Театре Вахтангова будут отмечать юбилей Михаила Александровича. Я спросила у нынешнего худрука Римаса Туминаса, почему свой «Маскарад», поставленный сперва в Литве, он перенес на московскую сцену, и услышала неожиданную историю: «Смотрите, вот снимок вахтанговского спектакля «Маскарад», премьера которого состоялась 21 июня 1941 года, и он больше не игрался: началась война, бомба попала в театр. Когда мы привезли свой «Маскарад» в Москву и играли его у вахтанговцев, Михаил Александрович, посмотрев постановку, очень сожалел, что когда-то ставившийся здесь «Маскарад» не нашел продолжения. И мне захотелось вернуть лермонтовскую драму на сцену Театра имени Вахтангова — я это сделал, как только пришел сюда работать. Мне хочется верить, что таким образом я реализовал мечту великого Ульянова, и круг замкнулся».

Источник: Труд

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *