Михаил Ульянов

«Я о себе говорить не хочу. – О чем говорить? Частная моя жизнь интересна только мне и моим самым близким. Что бы ни сказал о них – все равно это будет и обо мне. А я ничего сверх положенного здесь не сотворил. Только то, что написано на роду. Если же говорить про театр – про Театр ли Вахтангова, или про Театр как явление в нашей жизни, – это опять же будет о себе, поскольку театр – моя жизнь, для меня он никогда не существовал без меня самого. И я не хочу, чтобы меня отделяли от прожитой жизни или, наоборот, слишком привязывали к профессии. За долгий путь в театре и кино я, пожалуй, все сказал. Взгляды мои известны. Тем более, что впереди еще столько всякого…»

“Маршал Жуков” не умел приказывать

“Московская премьера” учредила приз имени Михаила Ульянова.

30 августа в Доме кино в рамках фестиваля “Московская премьера” состоялся вечер памяти Михаила Ульянова, ушедшего из жизни почти полгода назад. Все выступавшие на вечере повторяли, что Михаил Ульянов был великим без всяких оговорок. Что мог быть жестким и добрым, а в работе — яростным и фанатичным. Что свой пост в ЦК КПСС воспринимал не как привилегию, а как возможность помогать людям.

— Михаил Александрович был по-настоящему большим артистом и при этом очень простым в общении человеком, словно не осознававшим своего величия, — рассказал “МК” кинорежиссер Дмитрий Астрахан, снимавший Ульянова в фильмах “Все будет хорошо” и “Зал ожидания”. — У него был нюх на талант. Когда Сутуловой, снимавшейся в “Зале ожидания”, понадобилась рекомендация для поступления в театральный вуз, Ульянов подписал ее без колебаний. У него была потребность помогать, и в этом смысле он был настоящим другом. Он и мне помог, бросив все свои важные дела, когда у меня начались трудности в театре.

Вечер начался с документальных кадров, снятых в его родном сибирском городке Тара, куда Михаил Александрович ездил каждый год все с той же целью: выслушать земляков и помочь.

Владимир Этуш, всю жизнь работавший с Ульяновым в Театре им. Вахтангова, вспомнил его студентом — скромным, зажатым юношей, в котором уже ощущалась внутренняя сила. И еще заметил, что Ульянов всегда был абсолютно и непререкаемо предан одной женщине — своей жене Алле Петровне Парфаньяк.

— К сожалению, не до конца востребованным оказалось комедийное обаяние Михаила Александровича, — посетовал Владимир Абрамович. — Мы вместе работали в клоунских интермедиях в спектакле “Принцесса Турандот”, и еще я видел его замечательную работу в телефильме “Тевье-молочник”. Вот и все его по-настоящему характерные роли. Но в них он был неповторим!

Комедийный талант отмечал в Ульянове и Александр Филиппенко:
— Мало кто знает, что Михаил Александрович был неповторимым чтецом. Как он читал начало “Мертвых душ” и рассказы Шукшина! В смысле чтения с эстрады я считаю его своим учителем. А вообще никогда не забуду, как на гастролях в Омске он через день играл Ленина, Степана Разина, Ричарда III и Сталина. И везде был предельно, а иногда и сверхпредельно точен и органичен.

Нежность и сила Ульянова — об этом говорили почти все. Режиссер Валерий Ахадов рассказал, как близко подружился с ним во время съемок фильма “Подмосковная элегия”.

— Но стоило услышать по телефону его строгое “Да!”, как все внутри словно немело, — признался режиссер “МК”. — Я хотел поставить пьесу с актерами из Вахтанговского театра. Ульянов усомнился, согласятся ли они.

“Но вы же художественный руководитель театра, прикажите!” — удивился я. А он, словно стыдясь, ответил: “Я не умею приказывать”.

Об одной из главных ролей в биографии актера — маршала Жукова — рассказала Диляра Озерова, вдова режиссера Юрия Озерова, снявшего “Освобождение”:

— В эпопее играли все лучшие мужчины советского кино. Но к Ульянову в группе было особое отношение. Девушки-костюмеры едва не дрались за право надеть на него маршальский мундир…

На вечере в добрых словах недостатка не было. А те, кто не смог прийти, — Алексей Серебряков, Андрей Соколов, Сергей Гармаш — сказали их с экрана.

— Однажды на съемках “Ворошиловского стрелка” я из окон гостиницы услышал, как на улице кто-то громко плачет, — вспомнил Александр Пороховщиков. — Выбежал и увидел на скамейке рыдающего Ульянова. Я испугался: может, с сердцем что? А он мне говорит: “К обрыву я подошел, Саша! Посмотри, что сейчас снимают! Как играть?! Как жить?!” И столько искренности в этом было, что все сжалось внутри. Он и в коммунизм от всей души верил до последнего. И в этой искренней вере в идею, в готовности бороться за нее был весь Михаил Александрович.

Весь зал встал, когда показали кадры прощания с Михаилом Ульяновым в его родном театре. Зрители почтили память великого артиста, человека-эпохи. А в конце вечера генеральный продюсер “Московской премьеры” Вячеслав Шмыров объявил: фестиваль учреждает новый приз за лучшую мужскую роль — имени Михаила Ульянова.

Валерия Горелова, Ярослав Щедров
01.09.2007 00:15
Источник: mk.ru

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *