Михаил Ульянов

«Я о себе говорить не хочу. – О чем говорить? Частная моя жизнь интересна только мне и моим самым близким. Что бы ни сказал о них – все равно это будет и обо мне. А я ничего сверх положенного здесь не сотворил. Только то, что написано на роду. Если же говорить про театр – про Театр ли Вахтангова, или про Театр как явление в нашей жизни, – это опять же будет о себе, поскольку театр – моя жизнь, для меня он никогда не существовал без меня самого. И я не хочу, чтобы меня отделяли от прожитой жизни или, наоборот, слишком привязывали к профессии. За долгий путь в театре и кино я, пожалуй, все сказал. Взгляды мои известны. Тем более, что впереди еще столько всякого…»

«Никакой он не великий»

«Новые известия»
26.11.2012
Виктор Борзенко

На вечере памяти Михаила Ульянова показали кинопленку двадцатилетней давности, на которой Юрий Яковлев говорит: «Как надоело слышать со всех сторон: Ульянов великий, Ульянов великий! Никакой он не великий. Он обычный артист. Средний, нормальный, но не великий». А затем обращается к Ульянову: «Прости, Миша, откровенно говоря, наболело»…

Праздник в Театре Вахтангова, устроенный исключительно для друзей и коллег артиста, проходил под аккомпанемент шуток и ироничных воспоминаний. Не звучало поминальных речей и не было печальных интонаций «ах, как плохо без него». Напротив, ведущая вечера Юлия Рутберг призывала почаще наполнять бокалы и пить за день рождения Михаила Александровича, ведь «он и сегодня находится среди нас». 22 ноября актеру исполнилось бы 85 лет.

Главную свою задачу организаторы праздника (в их числе дочь артиста Елена Ульянова и режиссер Владимир Иванов) видели в том, чтобы показать Михаила Александровича максимально живым человеком – не легенду и не миф, а человека со всей его болью, переживаниями и сомнениями. Во многом тон этому вечеру задал документальный фильм Марины Голдовской «Хроника одной роли», снятый в разгар перестройки, когда в стране зрел переворот, а Роберт Стуруа в Театре Вахтангова репетировал «Брестский мир» – пьесу про Ленина с Ульяновым в главной роли. И видно, что работа идет тяжело. Актер мучается, спорит с режиссером, полемизирует с коллегами – как через образ вождя сказать то, о чем еще недавно с подмостков говорить запрещалось. Он анализирует ошибки большевиков, репетирует монолог о бремени власти (эти кадры рефреном повторяются в фильме), а на своем творческом вечере зачитывает письма, в которых зрители обвиняют его в ненависти к Сталину.

«Такие письма я получаю мешками, – говорит в фильме Ульянов. – И это еще одно свидетельство того, в какую послушную скотину превратил Сталин свой народ. Уничтожил науку и культуру, поставил интеллигенцию на колени, истребил генералов. Он всех заставил бояться. И плоды этого страха мы пожинаем по нынешний день. Я тридцать лет подряд вздрагивал при виде черной машины. Неужели за два года я перестану бояться? У меня страх в крови. 18 лет подряд я матерился в своей квартире, видя, до какого жалкого положения доводит нашу страну Брежнев. Но никто не посмел ему перечить, поскольку страх в нас с вами сидит генетический…»

Знал ли Михаил Александрович, что и четверть века спустя эта тема будет столь же актуальной для России? Неудивительно, что посреди фильма в адрес ульяновских суждений раздавались аплодисменты.

Впрочем, политика не была главной темой вечера, но благодаря документальным кадрам позволила взглянуть на юбиляра как на пророка. Например, в том же фильме он рассуждает о том, что будет, если в нашей стране перестройка закончится перестрелкой. И потому выступление Юрия Яковлева («никакой ты не великий»), показанное на экране ближе к окончанию вечера, воспринималось под дружный хохот зала. Да и сам Юрий Васильевич, сидящий в зале, утирал слезы от смеха (он явно забыл ту старую запись).

Много звучало и актерских воспоминаний, а также тостов в честь Ульянова. Например, Владимир Этуш говорил: «Я поначалу испугался, что сегодня Миша засеребрится в наших глазах. Но, слава Богу, все пошло правильно… Когда Ульянов поступил в театр, то мы существовали в одной гримуборной. И он строил дачу. И приезжал на спектакли после разборок со строителями – неумытый, злой, да еще и в ботинках, измазанных глиной (он где-то не там ее строил). Швырял эти ботинки и приговаривал кое-что по этому поводу: дескать, не очень он доволен строителями, но обязан довести дело до конца. Слова были настолько необычные, что я думал, он больше никогда в жизни заниматься этой дачей не будет, но на следующий день все повторялось снова. Все свои дела он доводил до конца. Вспоминается и еще один эпизод. Это было после того, как театр вернулся из-за границы, и огромная толпа примчалась в аэропорт – встречать вахтанговцев после гастролей. Вдруг из самолета вышел Ульянов, и ему сказали: «Миша, родилась у тебя дочка». И у него при всех брызнули слезы. Не слезинка, а именно град слез. Брызнули! Физически! Это была замечательная картина. В этом был человек – в этом все было».

А Алексей Баталов рассказал о своем знакомстве с Ульяновым, которое произошло в Париже на съемочной площадке фильма «Бег»: «Описать, что такое Ульянов, ни в какой микрофон нельзя. Никакие школы, никакие лекции – ничто на свете не может воспроизвести его. Он в каждом дубле был живой и правдоподобный. Достаточно было «дотронуться до клавиши», сказать текст, как Миша моментально ловил эту тональность. Поэтому он и сыграть мог все на свете. В нем не было ни капли звездности, он ни разу не пожаловался на наше жалкое существование, ведь платили нам копейки, мы жили в крохотной комнатке во дворе, которую обычно снимали проститутки, мы питались бубликами (на другую еду нам не хватало) и ходили по Парижу в драных плащах. Однажды под мостом встретили настоящих нищих, и они нас приняли за своих. Но даже в таких условиях он оставался замечательным человеком. Поэтому я пришел поблагодарить всех вас за память о Мише и, конечно, поклониться судьбе за свидание с великим русским актером».

Вениамин Смехов рассказал, как Ульянов, бросив все свои дела, написал срочное предисловие к его статье в журнале «Театр» и как продолжал открыто дружить с Юрием Любимовым, когда тот был в опале. А Леонид Ярмольник вспомнил, что возил для Ульянова книжки от своего педагога Катина-Ярцева и «благодаря этому имел возможность изредка с ним общаться».

Впрочем, у каждого гостя этого вечера есть «свой Ульянов». Как замечательно мог бы о нем рассказать Александр Калягин или Сергей Соловьев, Василий Лановой или Людмила Максакова, Евгений Князев или Владимир Симонов. Но если бы всем присутствующим дали слово, то вечер не закончился бы и к утру. Под занавес показали свежий сюжет о том, как несколькими днями ранее Елена Ульянова вместе с Мариной Есипенко и Александром Филиппенко открывали памятник артисту на его родине в Таре под Омском. Затем Римас Туминас, поднявшись к микрофону, вручил дочери актера артефакт – стеклянную модель корабля «Михаил Ульянов», который «я обнаружил у себя в кабинете». По словам Туминаса, именно этот корабль и подтолкнул его к мысли ставить спектакль «Пристань», в котором, как известно теперь, заблистали все корифеи вахтанговской сцены.

Источник: «Новые известия«

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *