Михаил Ульянов

«Я о себе говорить не хочу. – О чем говорить? Частная моя жизнь интересна только мне и моим самым близким. Что бы ни сказал о них – все равно это будет и обо мне. А я ничего сверх положенного здесь не сотворил. Только то, что написано на роду. Если же говорить про театр – про Театр ли Вахтангова, или про Театр как явление в нашей жизни, – это опять же будет о себе, поскольку театр – моя жизнь, для меня он никогда не существовал без меня самого. И я не хочу, чтобы меня отделяли от прожитой жизни или, наоборот, слишком привязывали к профессии. За долгий путь в театре и кино я, пожалуй, все сказал. Взгляды мои известны. Тем более, что впереди еще столько всякого…»

20 ноября исполнилось бы 80 лет замечательному актеру Михаилу Ульянову

«Сегодня»
19.11.2007

Все мы помним картины с его участием: «Шли солдаты», «Егор Булычев и другие», «Великий полководец Георгий Жуков», «Ворошиловский стрелок».

Сегодня, 19 ноября, в России состоялось открытие мемориальной доски скончавшемуся несколько месяцев назад артисту на здании Омского академического театра драмы.

«ВЕЛИКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ». В тот день, когда актер ушел, горе было у половины бывшего Союза. А сейчас для большинства из нас Ульянов — это в первую очередь Жуков. В общей сложности роль прославленного полководца он играл в течение двадцати пяти лет. Дошло до того, что сегодня лицо Ульянова считают более «жуковским», чем лицо самого маршала. А в одном из городов России, когда возникла идея поставить Жукову памятник, местный скульптор не придумал ничего лучшего, чем лепить военачальника с… Михаила Ульянова. Так и стоит теперь на центральной площади бронзовый Ульянов, у подножия которого выбито золотом: «Великому полководцу Георгию Жукову».

«НОТА» МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА. Ульянов родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак Муромцевского района Омской области. В 1950 году он окончил театральное училище имени Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Вся дальнейшая профессиональная деятельность актера связана именно с этим театром. Многие артисты, коллеги по подмосткам в день рождения артиста вспомнили Михаила Александровича. «Какой это был актер! У меня было не так много работ, связанных с Михаилом Александровичем, всего пять или шесть спектаклей в театре, — рассказал нам друг актера Юрий Яковлев. — Но Ульянов всегда работал очень откровенно и насыщенно». «Сейчас у нас очень много артистов, есть среди них и талантливые, но у многих из них, я бы сказала, «вялая кисть». А взять такую «ноту», которую брал Михаил Ульянов, — очень сложно», — поделилась дочь великого шансонье Александра Вертинского Марианна.

Владимир Этуш: «Михаил Ульянов был прекрасным артистом, замечательным руководителем Театра имени Вахтангова и, прежде всего, он был очень хорошим человеком — добрым и отзывчивым. Об этом свидетельствует один случай. Однажды мы вернулись с гастролей, на аэродроме выходим из самолета. А во время нашего отсутствия, за несколько дней до возвращения, жена Михаила Александровича родила дочку Лену. И вот жена – уже с дочкой – встречают мужа и отца, Михаила Ульянова. И когда новоиспеченный папа увидел дочку, у него брызнули слезы!

С Михаилом Ульяновым работать было очень интересно. На репетициях он часто придумывал что-то новое – интересные ходы и решения сцен спектакля и отстаивал их, если был уверен в своей правоте. И восторженный прием зрителей впоследствии подтверждал, что Михаил Александрович был прав».

Марианна Вертинская: «Михаил Ульянов – один из великих русских артистов, человек огромного темперамента, необычайного гражданского пафоса, и все его роли отмечены этими качествами, начиная с фильма «Председатель», и даже раньше, всегда у него роли очень объемные, сильные, мощные, необычайно запоминающиеся.

Сейчас у нас очень много артистов, есть среди них и талантливые, но у многих из них, я бы сказала, «вялая кисть». А взять такую «ноту», которую брал Михаил Ульянов, — очень сложно. У Михаила Александровича были твердые убеждения в жизни, в нем жила принципиальность. У нас бывали случаи на гастролях, когда артисты были виноваты, выпивали, гастрольная жизнь – здесь все понятно. И были исключения из театра. Я не буду называть фамилии, но, помню, было решение перевести артиста на год или исключить на три мсяца из театра, и на собрании, где все это решалось, Михаил Александрович через весь зал подошел к этому человеку, пожал ему руку и по-человечески поговорил с ним. Это тоже был поступок!

Когда администрация осуждала артиста: «Ах, ты виновен!», а Ульянов как человек, проживший свою школу, тоже «употреблявший», были и у него свои сложности с алкоголем, он не стоял косо, как ханжа, а переборол все это, подошел к артисту через весь зал, похлопал его по плечу, мол, ничего, держись, все мы проходили через это. И это было характерно для Михаила Ульянова – человеческое отношение к людям и к людским порокам, ибо мы не боги, у всех свои недостатки. Причем надо учесть, что в то время говоря и считая так, Михаил Александрович занимал высокий пост – он был членом правительства!..»

Юрий Яковлев: «Сейчас я только могу с прискорбием сказать, что 20 ноября будет дата довольно печальная, потому что Михаил Ульянов буквально несколько месяцев не дожил до своего 80-летия. И в связи с такой печальной датой можно только глубоко почтить его память. А что касается его прошлых заслуг, это большой человек, большой гражданин и большой артист. Михаил Ульянов работал очень хорошо, очень откровенно и насыщенно.

Помню, на репетиции была интересная вещь. Рубен Николаевич Симонов ставил спектакль «Конармия» по Бабелю, и главная сцена в этой работе не сразу получалась. И однажды Рубен Николаевич сказал: «Выучите текст, я завтра буду работать с вами над этой сценой». Мы постарались выучить текст за ночь, приготовились, и эту сцену Рубен Николаевич поставил за… одну репетицию! На одном дыхании! Спектакль начал идти очень хорошо, с большим успехом, и в моей с Ульяновым парной сцене (мы играли: Ульянов – Гулевого, а я — Хлебникова) между персонажами очень серьезная стычка, когда в порыве темперамента Гулевой-Ульянов хватал меня за грудки, за гимнастерку, и, как правило, на каждом спектакле у меня отлетали все пуговицы. Такой силы был темперамент и рывок у Михаила Александровича.

Значит, это продолжалось на каждом спектакле. В конце концов, мне это надоело, и я решил приспособить металлическую подкладку под гимнастерку, чтобы он не мог меня ухватить. И вот когда подошел критический момент, Ульянов хватает меня за грудки и – на его лице полное недоумение! Михаил Александрович не понимает, что происходит! Он не может ухватить меня за грудки и тихо мне говорит на сцене: «Ты что! С ума сошел?! Ты что делаешь?!!» Я отвечаю: «А вот так вот, товарищ Гулевой!» Короче говоря, на этот раз пуговицы остались на месте. Ульянов сначала жутко рассердился, а потом мы вместе долго и весело хохотали».

Юлия Рутберг: «Казалось бы, уже прошло какое-то время, но каждый раз, когда меня спрашивают о Михаиле Александровиче Ульянове, когда я начинаю говорить о нем и как бы подключаюсь к его личности, к его индивидуальности, у меня просто комок в горле, потому что все-таки художественный руководитель театра – достаточно номенклатурная должность, тем более что раньше на нее не выбирали, а назначали. Но это был, прежде всего, потрясающий человек, потому что такой доброты, такого сердца и такого участия во всем, что было связано с Театром Вахтангова, я нигде не видела, для меня это урок на всю жизнь – такая преданность, такая несусветная верность своему делу. Для Михаила Александровича Театр Вахтангова – это было все! Вот у него была семья – жена, дети, внуки, он очень любил их, уделял им много времени, но самым главным, по-моему, самым нежным, самым трепетным в его жизни был Театр Вахтангова…

Он действительно отдал всю свою жизнь этому зданию, этой сцене, он так хотел, так мечтал и делал все, чтобы это был лучший театр на свете, на всем земном шаре, чтобы там были лучшие режиссеры и лучшие актеры. И надо сказать, что сейчас мы, поколение среднее, именно благодаря воле Михаила Ульянова как художественного руководителя стали мастерами, потому что он давал нам возможность играть с самого начала, с той поры, как мы только-только пришли в театр. А артист растет – ролями! И то, что Михаил Александрович давал молодым артистам играть и выставил нас на передовую линию и всячески пестовал, и заботился, чтобы этот репертуар был разнообразен, этим он нас воспитывал, он нас растил, и поэтому на сегодняшний день в Театре Вахтангова очень сильная труппа. Это большая художественная и человеческая заслуга Михаила Ульянова».

Людмила Максакова: «В Театре Вахтангова мы с Михаилом Александровичем Ульяновым проработали на одной сцене сорок семь лет, а потом – двадцать лет, когда он был художественным руководителем театра. Это целая жизнь, которая говорила о нем как о благороднейшем человеке, который руководил театром в тот момент, когда все у нас треснуло, когда мы из одной формации, исповедующей свои идеалы, перешли в другую стадию, совершенно не похожую на первую.

Все стало трещать и рушиться, и Михаилу Ульянову достался этот «корабль», который надо было тащить через бури, через пороги, через кошмары финансовые и прочие. И сохранить репертуарный театр в тех условиях, которые ему достались, это было уже само по себе героическим поступком, потому что в то время все «оббили себе бока» из-за того, что то, о чем мечтали, не получилось. Надо было держать и финансирование, и все остальное, и привлекать режиссеров, которые в то время разбегались, как мухи по тарелке, потому что им стали хорошо платить во всех местах и так далее. И поэтому вот в этих условиях сложнейших сохранить труппу, сохранить театр – это просто величайшая заслуга Михаила Ульянова. И в том, каким он был изумительным человеком, никого не обидел, никого он не выгнал, он продолжал держать благороднейшую позицию».

Андрей Кравченко

Источник: Сегодня

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *